От шахмат к искусственному интеллекту

 Первым о программировании игры в шахматы заявил в 1949 году автор теории информации математик Клод Шеннон, который предложил использовать шахматы в качестве модели для решения переборных задач. Он видел две возможности решения: 1) полный перебор всех ходов,  2) выборочный подход по аналогии с мышлением сильного шахматиста.

С 1958 года над этой задачей стал работать М.М.Ботвинник. Толчком для этого послужил вопрос пятого чемпиона мира по шахматам Макса Эйве, заданный в декабре 1958 года Михаилу Ботвиннику в голландском городе Хилверсуме во время телевизионной передачи, в которой обсуждались перспективы применения ЭВМ: «Будет ли ЭВМ играть в шахматы сильнее человека?». Ботвинник ответил утвердительно, хотя в то время мало кто верил в успех создания искуственного шахматного гросмейстера, включая «отца кибернетики» Норберта Винера и восьмого чемпиона мира по шахматам Михаила Таля.

В 1961 году он опубликовал статью «Люди и машины за шахматной доской», в которой рассмотрел процесс мышления шахматиста:

  1. шахматист, когда считает варианты, «видит» лишь часть фигур и часть доски

  2. в вариантах содержится небольшое количество ходов

  3. шахматист действует методом последовательных приближений.

    В 1965 году в Москве состоялась встреча с Клодом Шенноном, в которой Ботвинник предложил понятие «горизонта», как способ ограничения информации в решении переборных задач. С начала семидесятых годов М.М.Ботвинник руководил группой программистов, занимающихся разработкой шахматной программы «Пионер».

    Надо отметить, что в к этому времени уже были созданы шахматные программы, но все они работали по методу перебора, исследуя огромное количество возможных ходов игроков. Ботвинник же пытался создать компьютерную программу, реализующую алгоритм логического мышления опытного шахматного мастера. Существуют различные оценки того, насколько ему удалось решить эту проблему. Некоторые результаты своей программы Ботвинник описал в книгах «От шахматиста к машине», «Аналитические и критические воспоминания». В январе 1977 года «Пионер» решил этюд Р.Рети «За двумя зайцами погонишься – одного поймаешь». Решение было найдено за 70 минут, в дереве перебора было 54 шага, что Ботвинник назвал «знаменательным событием в кибернетике».

    1.  Крg7!    Крb6      2.  Крf6!   h4      3. Kpe5!    h3     

     4.   Крd6    h2         5.   c7    –  ничья               или

    1.  Крg7!    h4          2.  Крf6!   h3     3.  Kpe6  –   ничья

    В мае 1979 года «Пионер» нашел первый ход комбинации (30.Са3!) из партии, проведенной в 1938 году М.Ботвинником против чемпиона мира Р.Капабланки. Благодаря этой комбинации партия считается одной из красивейших партий 20-го века.

30. Ca3!! Ф:а3.   31. Kh5+ gh        32. Фg5+ Крg5    33. Ф:f6+ Крg8

34. е7! Фс1+      35. Крf2 Фс2+.    36. Крg3 Фd3+    37. Крh4 Фе4+

38. Кр:h5 Фе2   39. Крh4 Фе4+   40. g4 Фе1+ 41. Крg5 Черные сдались.

(запись всей партии можно посмотреть в рубрике “Интересные партии”)

Правда, последующие ходы программы содержали много ошибок, и по мнению самого М.Ботвинника, они соответствовали игре шахматиста 2-ого разряда.

Задача компьютерного моделирования мышления шахматного мастера так и не была окончательно решена Ботвиником. Однако «шахматный» метод, реализованный в программе «Пионер», начиная с 1980 года позволил успешно решить ряд задач планирования в энергетике. Нужно сказать, что М.М.Ботвинник был доктором технических наук и долгое время совмещал шахматную деятельность с научной работой в области энергетики.

Михаил Моисеевич Ботвинник был глубоко убежден, что «поиски на стыке науки и шахматной игры не только интересны, но и необходимы, потому что могут принести весьма полезные результаты.»

Закладка Постоянная ссылка.

Оставить комментарий